Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Актуальность вопроса 3
Цели и задачи исследования 4
Объект и предмет исследования: 5
Структура работы 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 6
1.1. Определение пищевого поведения и его значение для спортсменов 6
1.2. Физиологические особенности подросткового организма и их влияние на питание 7
1.3. Нутриционные потребности борцов греко-римского стиля в возрасте 16-18 лет 8
1.4. Влияние тренировочного процесса на пищевое поведение 10
1.5. Факторы, влияющие на формирование здорового пищевого поведения у борцов греко-римской борьбы 16-18 лет 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ 14
2.1. Анализ текущего состояния пищевого поведения борцов 16-18 лет в тренировочный период 14
2.2. Разработка и реализация программы формирования здорового пищевого поведения борцов греко-римского стиля 16
2.3. Оценка эффективности программы на практике 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 26
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Определение пищевого поведения и его значение для спортсменов
Пищевое поведение представляет собой комплекс взаимосвязанных действий и реакций человека на пищевые стимулы, включая выбор, прием, усвоение и использование пищи. Это включает в себя не только физиологические процессы пищеварения, но и психологические, социальные и культурные аспекты, влияющие на пищевые привычки и предпочтения человека [2].
Для спортсменов пищевое поведение имеет особое значение, поскольку качество и рациональность питания напрямую влияют на их спортивные достижения и общее здоровье. Это связано с тем, что спортсмены нуждаются в оптимальном питании для поддержания высокой физической формы, восстановления после тренировок и соревнований, а также для достижения максимальной производительности.
Значение пищевого поведения для спортсменов проявляется в нескольких аспектах:
1. Энергетический баланс: правильное питание обеспечивает спортсменов необходимыми энергетическими ресурсами для выполнения тренировок и соревнований.
2. Восстановление и регенерация: после интенсивных нагрузок спортсмены нуждаются в оптимальном питании для восстановления мышц, заполнения энергетических запасов и улучшения адаптации к тренировочным нагрузкам.
3. Укрепление иммунитета: правильное питание способствует укреплению иммунной системы, что позволяет спортсменам избегать травм и заболеваний, сохраняя высокую работоспособность.
4. Психологический аспект: пищевое поведение может оказывать влияние на психологическое состояние спортсменов, и, в свою очередь, их спортивные результаты. Уверенность в правильном питании способствует психологической устойчивости и мотивации к достижению целей.
В целом, пищевое поведение играет ключевую роль в жизни спортсменов, влияя на их физическое и психологическое состояние, спортивные результаты и общее благополучие. Понимание этого значимого аспекта помогает разработать индивидуализированные программы питания, способствующие максимальной спортивной эффективности и здоровью спортсменов.
1.2. Физиологические особенности подросткового организма и их влияние на питание
Физиологические особенности подросткового организма имеют значительное влияние на пищевое поведение и требуют особого внимания при составлении их рациона питания.
Период подросткового развития характеризуется интенсивным физическим и психологическим ростом. В этот период происходят значительные изменения в организме, такие как активный рост и развитие костей, мышц, органов и систем. Подростки также испытывают увеличенный объем энергии и питательных веществ, необходимых для обеспечения роста и развития [4].
Одной из ключевых особенностей физиологии подростков является повышенная потребность в энергии и питательных веществах. Это обусловлено быстрым ростом и развитием организма, а также активным образом жизни, включая занятия спортом. Подростки нуждаются в достаточном количестве белков, углеводов, жиров, витаминов и минералов для поддержания здоровья, роста мышечной массы, формирования костей и тканей.
Еще одной важной физиологической особенностью подростков является увеличенная потребность в кальции, железе, витамине D и других питательных веществах, необходимых для формирования костей и тканей, а также для поддержания иммунной системы и энергетического обмена. Недостаток данных веществ может привести к развитию различных заболеваний, таких как остеопороз, анемия и другие.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арансон, М.В. Направления оптимизации спортивного питания спортсменов-единоборцев (обзор литературы) // В сборнике: Актуальные проблемы спортивной науки. – Москва, 2017. – С. 247–254.
2. Борисова, О.О. Питание спортсменов: зарубежный опыт и практические рекомендации: учеб.-метод. пособие / О.О. Борисова. – М.: Советский спорт, 2007. – 132 с.
3. Борохов Б.Д., Борохов А.Д. Метод психоконституциональной психотерапии как вариант тройственного равновесия путем развития недостающих установок личности. Часть 1 // Медицинская психология в России. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-psihokonstitutsionalnoy-psihoterapii-kak-variant-troystvennogo-ravnovesiya-putem-razvitiya-nedostayuschih-ustanovok-lichnosti (дата обращения: 05.03.2024).
4. Давлетова Наиля Ханифовна, Тафеева Елена Анатольевна Распространённость дезадаптивного пищевого поведения среди студентов спортивного вуза // Экология человека. 2022. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranyonnost-dezadaptivnogo-pischevogo-povedeniya-sredi-studentov-sportivnogo-vuza (дата обращения: 07.03.2024).
5. Киселева, Э.М. Подготовка педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности: проблемные аспекты / Киселева Э.М., Зуев А.В. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – 8 (198). – С. 136-140.
6. Корчемкина, Ю.В. Проектирование компонентов виртуальной образовательной среды для развития уровня самоорганизации будущих педагогов / Ю.В. Корчемкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – 7 (185). – С. 185–190.
7. Луткова Наталия Валерьевна, Макаров Юрий Михайлович Самооценка спортсменами агрессивного стиля поведения в соревновательной деятельности // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №10 (200). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-sportsmenami-agressivnogo-stilya-povedeniya-v-sorevnovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.03.2024).
8. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009 г. – (docs.cntd.ru/document).
9. Носкова Маргарита Петровна, Башкина Александра Сергеевна, Титов Михаил Владимирович Содержание витаминов в рационе питания спортсменов, занимающихся единоборствами // Вестник спортивной науки. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-vitaminov-v-ratsione-pitaniya-sportsmenov-zanimayuschihsya-edinoborstvami (дата обращения: 05.03.2024).
10. Носкова, М.П. Содержание минеральных веществ в рационе питания спортсменов, занимающихся единоборствами / М.П. Носкова, М.В. Титов // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2017 г.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 57–60.
11. Теория и практика физической культуры: методические рекомендации «Рациональное питание» / М.Н. Волгарев [и др.]. – М., 2004. – 87 с.
12. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников / Шурыгина В.В., Семенова И.К., Насырова Л.У., Кузнецова Н.О., Аминева А.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 12 (202). – С. 430–432.
13. Хихлич, О.С. Мнение родителей школьников и педагогов школ о целесообразности проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни школьников / Хихлич О.С., Борцов В.А., Гуринович Е.Г. // Медико-фармацевтический журнал Пульс. – 2021. – Т. 23. № 5. – С. 204-209.
14. Шурыгина В.В., Федулина И.Р., Алферова А.П., Кушнир В.В., Шурыгин А.С., Каримова Г.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №5 (219). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov-4 (дата обращения: 05.03.2024).